Главная Деятельность Муниципальные и государственные услуги Uncategorised Доклад заместителя главы по экономике
Текущее состояние , проблемы и перспективы развития потребительского рынка Новоаннинского муниципального района.
Данное совещание проводится в рамках расширенного заседания координационного совета по регулирован ию потребительского рынка, который является совещательным органом и обеспечивает взаимодействи е федеральных, областных и местных органов исполнительной власти , представителей внебюджетных фондов с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории Новоаннинского района в сфере потребительского рынка. Формат заседания координационного совета предусматривает рассмотрение актуальных вопросов ведения бизнеса и проходит в форме конструктивного диалога предпринимательского сообщества и власти. Предложения и рекомендации, высказанные в ходе нашей встречи, станут основой для нашей дальнейшей работы и улучшения взаимодействия.
На сегодняшнем заседании предлагается рассмотреть вопросы поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Новоаннинского муниципального района , вопрос ы защиты прав потребителей , поддерж ки местных товаропроизводителей. Будут освещены последние изменения в налоговом и пенсионном законодательстве, регулирующие предпринимательскую деятельность, изменения в законодательстве, касающиеся деятельност и розничных рынков.
По состоянию на 01. 0 1 .201 3 года в нашем районе функционирует 2 9 5 объектов розничной торговли, а именно:
магазин ов – 25 5 ;
объе кт ов мелкорозничной торговли – 40.
Из них по форме собственности преобладает частная .
По ассортименту:
продовольственны х магазин ов – 95;
промышленных – 7 8 ;
смешанны х – 82 ;
Широко представлены с етевые магазины:
ЗАО «Тандер» (Магнит – 4 );
ООО «Тамерлан» (Пятерочка - 1) ;
ООО «Радеж» - 1 ;
Рубль-бум – 1;
Эксперт – 1;
Сангин -стиль -1.
В Новоаннинском районе сложились благоприятные условия для развития потребительского рынка, что подтверждается положительной динамикой его развития.
Оборот розничной торговли по оценке за 201 2 год составил – 175 1 млн. руб., темп роста к уровню 20 1 1 года составил 106,6 %.
Увеличение объема оборота розничной торговли характеризует рост объема продаж за счет организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с применением стационарных торговых объектов .
Состояние материально-технической базы предприятий торговли удовлетворительное. Постоянно ведется модернизация торгово-технологического оборудования и внутренн его интерьера объектов торговли, в том числе и в сельских населенных пунктах.
В Новоаннинском районе в 2012 году общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства состав ляет 1322 единицы, из них 10 средних предприятий, 208 малых предприятий (включая микро). В районе насчитывается 1104 индивиду альных предпри нимателей , из них 198 крестьянских (фермерских) хозяйств. Количество индивидуальных предпринимателей снизилось за 2012 год на 59 единиц . Ликвидировали свою деятельность в 2012 году 202 предпринимателя, а вновь зарегистрировалось 151 индивидуальный предприниматель.
Наибольшее число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей приходится на сферу оптовой и рознично й торговли, сельское хозяйство и бытовое обслуживание.
Численность работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве , в Новоаннинском районе по оценке составляет 5,6 тыс. чел. В целом по области по этому показателю Новоаннинский муниципальный район занимает второе место.
В сельскохозяйственной отрасли Новоаннинского района занято 68 предприятий, 160 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 6,5 тыс. личных подсобных хозяйств. В 2012 году хозяйствами Новоаннинского района произведено 205 , 2 тыс. тонн зерновых, в том числе представителями малого бизнеса ( К( Ф)Х , ЛПХ ) – 85 , 2 тыс. тонн, 4 ,3 тыс. тонн продук ции животноводства, в том числе 3 , 9 тыс. тонн – продукция К(Ф)Х и ЛПХ. В фактических ценах 2012 года объем производства растениеводства составил 2 90 8 млн . руб., животноводства - 523 млн . руб.
Развитие в сфере малого и среднего предпринимательства положительно повлияло на поступление налоговых платежей в бюджеты всех уровней от этого сектора экономики, рост налоговых поступлений в сравнении с прошлым годом составил 10,3 процент а .
Динамика фактических поступлений единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога в консолидированный бюджет Новоаннинского муниципального района за 2008 - 2012 гг. представлена восходящим трендом, что говорит о существенном вкладе субъектов предпринимательства в развитие нашего района. Только единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2012 году поступило в сумме 17,6 млн. рублей или на 1,8 млн. рублей больше в сравнении с 2011 годом.
На территории Новоаннинского района действует 1 сельскохозяйственный рынок площадью 1960 кв. м. на 13 57 торговых мест. Уровень использования торговых мест составляет 36%. Управляющей рынком компанией является МУП «Новоаннинский колхозный рынок». Валовый доход за 2012 год составляет 14,9 млн. рублей.
Следует обратить внимание, что в соответствии нормами Ф едеральн ого закон а от 30 декабря 2006 года № 271-ФЗ с 1 января 2013 года для организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на рынках, за исключением сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков, управляющие рынками компании вправе использовать исключительно капитальные здания , строения, сооружения. Использование в этих целях временных сооружений запрещается.
На сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки это требование будет применяться с 01 января 2015 года .
Следует отметить, что с ельскохозяйственный рынок – это специализированный рынок, на котором осуществляется продажа сельскохозяйственной продукции в соответствии с перечнем, определенным Правительством Российской Федерации . Основное требование к организации специализированного рынка - это отведение в схеме расположения торговых мест не менее вось ми десят и процентов торговых мест от их общего количества для продажи товаров одного класса , а в нашем случае это сельхозпродукции.
Управляющей рынком компанией МУП «Новоаннинский колхозный рынок» осуществляются следующие мероприятия , направленные на соблюдение требований законодательства :
-построено и в 2012 году введено в эксплуатацию здание нового торгового павильона на 20 торговых мест;
-в настоящее время ведется строительство еще одного павильона, общей площадью 696 кв. м. Данный павильон рассчитан на 52 торговых места . Введение в эксплуатацию планируется на 4 квартал текущего года.
На 1 января 2013 года общее количество торговых мест на территории сельскохозяйственного рынка составляет 1357, из них 190 крытых.
Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что в целях соблюдения федерального законодательства управляющей рынком компанией МУП «Новоаннинский колхозный рынок» будет продолжена работа по переводу всех торговых мест в капитальные здания, строения, сооружения. Приоритет в распределении торговых мест будет отдаваться сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В летний период в целях обслуживания отдыха для населения ежегодно открыва е тся мелкорозничная торговая сеть. Наблюдается положительная тенденция увеличения торговли с временных торговых точек на территории города. Это позволяет наиболее полно удовлетворить потребности населения в плодоовощной продукции, продовольственных и непродовольственных товарах, продукции местных товаро производителей. Традиционным стало проведение ярмарок выходного дня. Такой формат организации торговли, с одной стороны, является одной из мер поддержки местных сельхозпроизводителей, с другой – позволяет населению без посредников приобретать их продукцию.
Говоря о развитии потребительского рынка, особенно в сельской местности, нельзя не отметить деятельность потребительской кооперации.
В Новоаннинском районе деятельность в области потребительской кооперации осуществляет центральное потребительское общество , возглавляемое Ивано вой Ниной Алексеевной – заслуженным работником потребкооперации.
Основным видом деятельности Центрального потребительского общества является торговля. Наряду с торговлей предприятие занимается заготовительной деятельностью и предоставляет услуги общественного питания.
В 2012 году в сети потребкооперации района работало 4 магазина в сельской местности, 3 магазина в г о роде, 4 торговых точки для обслуживания школьников продуктами питания, и буфет в здании Центральной районной больницы. Среднесписочная численность работников ЦПО за 2012 год составляет 74 человека. Среднемесячная заработная плата на 1 работника в целом по предприятию равна 9270 руб.
В 2012 году объем розничного товарооборота составил 44 , 4 млн . рублей, прирост к 2011 году составил 103,7%.
Объем заготовительного оборота за 2012 год составил 4 , 6 млн . руб., что превышает оборот 2011 года на 13,3%.
Ассортимент заготавливаемой продукции состоит из картофеля, яиц, мяса, молока, овощей, плодов. В общественном питании выработано собственной продукции на 11 , 9 млн . руб. , что превышает аналогичный показатель прошлого года на 13%.
В марте 2012 года обществом открыт мясной цех, в результате чего значительно расширился ассортимент кулинарных изделий. В 2012 году мясной цех выработал продукции на 608,5 тыс. руб.
Для увеличения объемов реализации собственной продукции в сентябре 2012 года была открыта торговая точка «Бабушкина кухня».
Если говорить об обороте общественного питания в целом по району, то за 201 2 год по оценке он составил 36,6 млн. руб., темп роста к уровню 201 1 года составил 111,7 %. В районе функционирует 1 кафе, 13 закусочных и 1 1 предприятий быстрого питания на 6 53 посадочных места.
Одним из важнейших направлений развития потребительского рынка Новоаннинского муниципального района является расширение сферы платных услуг населению. Рост денежных доходов населения способствовал увеличению объема платных услуг по оценке за 201 2 год до 405,3 млн . руб., темп роста к аналогичному периоду 2011 года составил 115,5 %. Рост объемов зафиксирован по всем видам услуг, наиболее значительное увеличение наблюдалось по следующим видам:
бытовые услуги в результате ввода в эксплуатацию шиномонтажных мастерских , автомоечных боксов ;
транспортные услуги – развитие деятельности такси;
медицинские и санитарно-оздоровительные услуги - за счет гибкой ценовой политики и увеличения спроса населения ;
услуги связи – за счет увеличени я спроса населения .
К негативным моментам состояния потребительского рынка Новоаннинского района относ я тся :
наличие случаев осуществления несанкционированной торговли в сельских поселениях ;
низкий уровень бытового обслуживания в большинстве сельских населенных пунктов ;
позиция отдельных предпринимателей, которые собственным волеизъявлением закрывают доступ в свои торговые точки продукции местных товаропроизводителей (хлебобулочные изделия, мясные полуфабрикаты и колбасные изделия) , не оставляя права выбора за покупателями ;
в ысокая доля оборота сетевых магазинов в розничном товарообороте , что не способствует развитию мелкорозничной торговли в магазинах шаговой доступности и делает неконкурентоспособными предприятия торговли, представленные предпринимателями Новоаннинского района.
В этой связи следует сказать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 14 федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) , и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Однако в целом на территории Новоаннинского района определилась тенденция увеличения доли организованной розничной торговли и сети стационарных торговых предприятий за счет сокращения форматов неорганизационной торговли, возрастающего качества обслуживания покупателей, расширения ассортимента товаров.
Сфера услуг придорожного сервиса Новоаннинского района требует отдельного внимания, так как ряд объектов не имеют соответствующих правоустанавливающих документов на занимаемые ими земельные участки , их внешний вид требует косметического ремонта (отсутствие вывески, цветового оформления фасада, подсветки, наружной рекламы).
В этой связи администрацией Новоаннинского муниципального района принимаются меры организационного характера по недопущению фактов несанкционированной торговли, надлежащему оформлению объектов придорожного сервиса, по оказанию информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Хочу обратить внимание предпринимателей и руководителей малых предприятий , имеющих наемный труд, о соблюдении регионального законодательства, регулирующего уровень оплаты труда наемных работнико в. Данная норма предусмотрена трехсторонним соглашением о минимальной заработной плате в Волгоградской области, подписанным между администрацией Волгоградской области, Волгоградским областным Советом профсоюзов и региональным объединением работодателей в июле 2010 года. Срок действия данного соглашения 3 года, минимальная заработная плата для внебюджетного сектора экономики установлена в размере 1,2 от величины прожиточного минимума трудоспособного населения Волгоградской области , который рассчитывается и утверждается ежеквартально.
В соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 29 января 2013 года № 30-п прожиточный минимум за 4 квартал 2012 года составляет 6996 рублей и соответственно региональный минимум оплаты труда на 1 квартал 2013 года равен 8 395,20 руб.
В раздаточном материале имеются бланки соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией Новоаннинского муниципального района и хозяйствующими субъектами. В рамках этих соглашений ведется работа по поддержке представителей малого бизнеса, по продвижению на рынке их товаров, работ и услуг, по формированию среди населения положительного имиджа предпринимателя, законопослушного и социально ответственного.
Обращаюсь с предложением к присутствующим в зале предпринимателям – внимательно изучить положения соглашения, подписать и представить три экземпляра соглашений в отдел экономики, который курирует данное направление.
Призываю глав поселений нашего района активизировать работу по заключению аналогичных соглашений с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на территории ваших поселений.
2013 год является юбилейным для Новоаннинского муниципального района. В рамках празднования данного мероприятия в 2013 году будет объявлен конкурс «Лучшая территория, прилегающая к объектам торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Новоаннинского муниципального района». Участники конкурса будут оцениваться не только на предмет самой чистой и благоустроенной прилегающей территории, но также по доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам торговли , общественного питания и бытового обслуживания . Победители конкурса по каждой номинации будут отмечены денежными премиями и подарками.
В заключени и , хочу отметить достижения представителей малого и среднего бизнеса Новоаннинского района на федеральном уровне.
На 14-ой Российской агропромышленной выставке «Золотая осень – 2012» золотую медаль за победу в конкурсе и диплом «За достижение высоких показателей в области растениеводства» получило общество с ограниченной ответственностью «Солнечная страна», руководитель Ефанов Дмитрий Викторович. В номинации «За производство высококачественной биологически безопасной продовольственной продукции» за хлеб «Пшеничный», булку сдобную «Новоаннинская» бронзовой медалью и дипломом награждено общество с ограниченной ответственностью «Новоаннинский пекарь », руководитель Саломатина Галина Анатольевна .
Заместитель главы администрации Новоаннинского муниципального района Е.И. Бондаренко